Из окна конференц-зала его компании отлично видны «кратеры»
Пока комиссия тщательнейшим образом изучает то, что осталось от ВТЦ, главный автор несущих конструкций башен, Лесли Робертсон помнит молчание и продолжает трудиться, неподалеку от места трагедии - в 48-этажном здании на Нижнем Бродвее.
Из окна конференц-зала его компании отлично видны «кратеры», зияющие на месте башен. Множество работников его бюро, включая супругу, наблюдали за трагедией из этих окон, а самостоятельно Робертсон в тот роковой вторник был за пределами Америки. Когда по телевизору пошли кадры коллапса, он просто не верил своим глазам. И в настоящее время Робертсон защищает новые технологии, и его можно понять: в рухнувшие башни вложено множество личного таланта. Он строил модели будущих башен и помещал их в «ветряные туннели». Дабы узнать сколько стоит построить дом, когда же люди будут реагировать на колебания на верхних этажах в эпоху сильного ветра, туннели помещали в специальные камеры с движущимся полом. Робертсон путешествовал на лифтовых крышах других небоскребов, для того чтобы убедиться в том, что кабель лифта не соприкасается с несущими опорами здания. Между тем, тот проект строительства ВТЦ предусматривал столкновение с самолетом. Интересно то, что Робертсон и его команда не выпустили из виду, что топливный бак самолета неминуемо превратится при ударе в небоскреб либо другое строительное тело в бомбу с мощным действием. На сегодняшний день Лесли Робертсон динамично помогает командам экспертов, пытающимся установить точную причину падения башен. Впрочем он не сомневается в том, что трагедия станет до конца разгадана. Это не значит, утверждает Робертсон, что время высотных зданий подошло к концу. Он верит в свое дело, работая над проектами ВТЦ в Шанхае и высотного офисного здания в Гонконге.
С точки зрения инженерного дела, на протяжении последних 120 лет в Нью-Йорке, к тому же во всем мире, возводились высотные здания лишь то есть видов. Первый - широко использовался в конце XIX века. Основная тяжесть здания была «переложена» на внешние стены. Это позволяло избавиться от внутренних поддерживающих колонн и организовать внутри здания просторные, чаще всего фабричные либо складские площади. Полы и потолки в таких зданиях сделаны, В большинстве случаев, из дерева. В эпоху пожара они быстро сгорают, к тому же несущие конструкции в огне теряют свою прочность.
Понятно, что от использования деревянных конструкций позже отказались.
Второе поколение небоскребов, включающее в себя и «Empire State Building» - каркасные конструкции, в которых несущие элементы чаще всего выполнены из стали, «укутанной» в бетон. Внутренние пространства у таких зданий вмещают ряд несущих колонн и стен. Это делает небоскребы особенно прочными, в также время не радует владельцев, ибо наемные площади в наем становятся мельче. По мнению множества современных инженеров, подобные сооружения «переупрочнены» и не нуждаются во множества мощных колоннах и стенах. Множество небоскребов, возведенных потом 60-х гг., сочетают в себе достижения двух описанных выше стилей. Со временем достижения металлургии позволили заменить тяжелый бетон особо прочной и сравнительно легкой сталью. Этажные перекрытия в небоскребах 60-70-х гг. оказались существенно проще, чем в зданиях начала и середины XX века.
Благодаря новым техническим решениям в строительной сфере Америки наступил бум небоскребного строительства, где пригодилась лестница своими руками сооруженная, венцом которого стала сдача в эксплуатацию башен ВТЦ в 1973-м году. Впрочем нововведения, делавшие строительство новых высоток недорогим, а жизнь в них - просторной и приятной, стали причиной повышенного пожарного риска. В 1976-м году главный пожарник Нью-Йорка О. Хэган более того выпустил книжку, в которой назвал небоскребы новой волны «самовозгорающимися». Одно из слабых мест, по мнению пожарника, отказ от «обволакивания» стальных несущих конструкций бетоном и замена данной практики использованием куда менее прочных напылителей. В сочетании с ультралегкими этажными перекрытиями и открытыми пространствами, по которым пламя могло легко и быстро распространяться, это новое технологическое результат существенно увеличивало риск всепожирающего пожара и последующего падения небоскреба. Заметим, книга О. Хэгана, разумеется, никого не напугала каркасный дом своими руками. Лишь потом катастрофы 11 сентября 2001 г. архитекторы начали задумываться о том, что кое-какие технологии прошлого были отвергнуты понапрасну. Выстроенное в 1907 г. 23-этажное здание на нью-йоркской Вест стрит потом падения башен было целиком охвачено огнем, вот только оно устояло и не развалилось, как ВТЦ.
Более того когда башни ВТЦ уже были в огне, в Америке, похоже, нашелся лишь единственный человек, не всего лишь поверивший в казавшийся немыслимым коллапс, вот только и сразу понявший, что здания скоро рухнут, Президент мэрилендской фирмы по сносу домов, Марк Лоизо, молниеносно предсказал, что вторая башня упадет быстрее первой, так как удар самолета в нее пришелся ниже. Едва увидев первую горящую башню, Марк бросился звонить по «пожарному» телефону в нью-йоркскую мэрию с тем, для того чтобы порекомендовать немедленно эвакуировать пожарных и спасателей - вот только безуспешно: все линии были заняты... Изучив видеопленки коллапса, Лоизо указывает первым делом на очевидные механические повреждения стальных несущих конструкций от ударов самолетов. Две трети внешних колонн в местах столкновений были разрушены, вот только башни устояли в первое время (это является свидетельством их удивительной прочности). А добил небоскребы огонь, причем, вероятно, не всего лишь порожденный самолетным топливом, вот только и офисными бумагами, которые, как уголь либо торф, горят до тех пор, пока вокруг есть кислород (на высоте его предостаточно). Противопожарная система, разумеется, из-за самолетного тарана сразу вышла из строя, и огонь беспрепятственно глотал сравнительно тонкие стальные этажные перекрытия до тех пор, пока этаж А не упал на этаж Б, Б и А на В, и т. д. Уцелевшие колонны под тяжестью верхней части здания и хлопающихся друг на друга этажей держали, гнулись - и в итоге не выдержали. Башни просто не могли не упасть. Мало кто обратил внимание на то, что верхняя часть Южной башни при коллапсе начала вращаться, как это бывает при разрушении высотных зданий. Будь конструкция небоскребов ВТЦ другой, это вращение увлекло бы падающую башню в сторону и причинило бы куда больше бед, нежели по сути. Впрочем легкие этажные перекрытия попросту позволили верхушке башни провалиться во внутрь. Марк Лоизо уверен, что, будь конструкция башен другой, жертв было бы несоизмеримо больше.
Конечно, предусмотреть все возможные катастрофы при строительстве небоскреба нельзя, так считают не всего лишь Робертсон, вот только и другие инженеры. Поэтому сейчас идея создания «этажей безопасности» через каждые, скажем, 10 обычных этажей, рассматривается как вполне разумная.
Трагедия 11 сентября, несомненно, нанесла тяжелый удар по самой идее небоскребного строительства. Мало кто из архитекторов и инженеров, проектировавших башни, сознавал, что делает не всего лишь чудо градостроительной технологии, вот только еще и заманчивую цель для террористов. Впрочем потом вполне объяснимой паузы и пересмотра строительной философии и технологии высотные здания, несомненно, будут вновь появляться по всему миру.