Красим батарею, советы по выбору красок
У всех эмалей и красок для радиаторов есть общие требования: они должны защищать металлические поверхности от коррозии, не желтеть и не отслаиваться под действием высокой температуры.
Европейский «тепловой стандарт» радиаторных красок – до 120 градусов Цельсия. Это не предел термостойкости – есть специальные краски, которые выдерживают до 400оС, а в отдельных случаях – даже температуры вплоть до красного каления железа (!). Однако для наших центральных систем отопления подходят лакокрасочные материалы, которые нормально выдерживают температуру поверхности до 80 градусов Цельсия. Поэтому для окрашивания радиаторов и конвекторов в квартирах часто используют обычные алкидные эмали. Это вариант приемлемый, но далеко не лучший, поскольку всем алкидам свойственно старение (которое, к тому же, значительно ускоряется при повышенной температуре): с возрастом они становятся более твердыми, однако теряют эластичность и начинают растрескиваться. Еще одним неприятным свойством алкидных эмалей является их пожелтение со временем. Этих недостатков лишены специальные водоразбавимые акриловые эмали, долго сохраняющие эластичность, цвет и защитные свойства. К тому же, отсутствие органических растворителей в их составе избавит вас от специфического резкого запаха. Специализированные акриловые эмали для радиаторов содержат антикоррозионный пигмент, предотвращающий появление ржавчины при окраске участков, очищенных до металла, а их небольшой шелковисто-матовый блеск скроет дефекты и неровности чугунных «шедевров» старого образца.
А что делать, к примеру, если надо окрасить трубы или змеевик в ванной, где повышенная влажность? В таких случаях нужно использовать комплексную систему, в которую обязательно входит антикоррозионная эмаль эмаль и акриловая эмаль с биоцидными добавками (которые предотвратят рост плесневых грибков в летний период, когда отопление отключено, например эмаль МЛ-165). Если же нужно обновить внешний вид водогрейных котлов, решеток каминов и т. п., придется воспользоваться специальными термостойкими лакокрасочными материалами.
Порядок нанесения радиаторных красок и эмалей
Если вы собираетесь делать ремонт зимой, когда включена центральная система отопления, то первое, в чем вы должны удостовериться – температурные условия нанесения. Многими эмалями и красками рекомендуют окрашивать радиаторы только при отключенной системе. Не учтя этого, вы рискуете получить желтоватое покрытие (если окрашиваете алкидной белой эмалью) и не особо ровное и гладкое (краска будет высыхать слишком быстро и неравномерно, не успевая растечься ровным слоем).
Поверхность должна быть чистой, сухой, без следов пыли или жира. Неокрашенные радиаторы следует обезжирить, слегка обработать наждачной бумагой и, удалив пыль, покрыть слоем антикоррозионной грунтовки (обычно производители в инструкциях по эксплуатации рекомендуют грунтовку, которая наилучшим образом сочетается с этой краской).
Если радиатор был ранее окрашен, но лакокрасочный слой в плохом состоянии (потрескался, отслаивается и т. п.), то его необходимо удалить и далее поступать, как с неокрашенным радиатором. Если же старый слой краски прочный и вас не устраивает только его цвет или внешний вид, то необходимо всего лишь слегка обработать поверхность наждачной бумагой до состояния матовости и затем вымыть ее каким-либо моющим средством для удаления жировых пятен и пыли.
Радиаторы окрашивают кистью, плоские радиаторы удобно окрашивать валиком (реже используют краскораспылитель – это менее удобно) в 1-2 слоя. О кисти, кстати, стоит позаботиться заранее – в зависимости от того, какой установлен у вас радиатор – может быть наиболее удобной кисть на длинной ручке, или, наоборот, на маленькой, толстая или тонкая. Для окраски труднодоступных мест пригодится специальная радиаторная кисть с изогнутой рукоятью.
Если наносятся два слоя алкидной эмали, то после полного высыхания первого слоя его рекомендуется слегка обработать наждачной бумагой.