Древесные породы для деревообработки

Занятие столярным делом немыслимо без умения отличать древесные породы одну от другой и узнавать их в заготовке или в изделии. Учатся этому заготовляя столярный материал непосредственно из срезанных деревьев, названия которых известны. Можно также изучать текстуру на предметах мебели и других вещах, порода древесины которых известна. При этом следует учесть, что неотделанная поверхность древесины отличается от отделанной, покрытой лаком или полированной: она более светлая и тусклая, а текстурный рисунок у нее выявлен гораздо меньше
Вначале учатся отличать: ель от сосны, сосну от лиственницы, осину и липу от березы, дуб от ясеня. Твердо научившись определять эти породы, изучить остальные не составит труда, так как появятся ориентиры.
Для белодеревных работ для обшивки стен применяются краска для стен Киев и обычно хвойные породы -сосна, ель и лиственные — береза, липа, тополь. Здесь требуются относительная прямолинейность и небольшое количество здоровых (вросших) сучков. Хвойные породы используют также в качестве основы при оклеивании деталей фанерой из ценных пород дерева.
В изделиях из цельного дерева чтобы не портилось применяют материал под названием минеральная штукатурка под прозрачную отделку используют твердые породы. Когда выполняют резьбу по дереву, которое будет затем окрашено в темный цвет, используют лиственные породы — осину, липу, березу, рябину, иву. При натуральном цвете резных деталей лучше всего брать грушу, клен, орех, каштан.
Хвойные мягкие породы для лицевых деталей используются незаслуженно редко. Связано это обычно с тем, что светлый цвет, простая нежная текстура и мягкость древесины требуют очень острого инструмента, безукоризненной чистоты работы и аккуратности как в сборке, так и при отделке. Мягкое дерево легко повредить случайным неосторожным ударом. Но опыт показывает, что там, где эти условия соблюдены, столярные вещи выглядят прекрасно и не уступают нисколько своим собратьям из дорогих твердых пород. Для мелких изделий небольшого размера (полок, рамок, ящичков) нужна прямослойная или, как говорят, теклявая древесина без сучков, с четко выраженными годовыми слоями — красная или болотная мелкослойная сосна, лиственница, можжевельник, кипарис, кедр. Ель, белая сосна, пихта менее выразительны и требуют подцвечивания и орнаментальной отделки раскладками более темного цвета. Для филенок может быть применена и очень сучковатая древесина с крупными вросшими сучками; чисто обработанная она весьма декоративна.
Хвойная древесина легко окрашивается. Чтобы сохранить декоративные достоинства хвойной породы, окраска должна быть слабой и давать впечатление оттенка. При окраске в глубокие темные цвета хвойная порода теряет свои качества и становится дешевой подделкой под твердую древесину.
Сосна (рудовая сосна) имеет древесину красного цвета в очень здоровых и толстых бревнах. У нее оранжево-красные прожилки и бело-желтая весенняя часть слоев. У деревьев, пораженных красниной (порок) и прожилки, и промежутки розовые. При наличии ложного ядра интерес представляет переходный участок. При использовании древесины с таким переходом можно получить весьма декоративные плоские щитки из досок с зеркально развернутым рисунком текстуры. Доски и толстые горбыли красной сосны чаще всего попадаются в шпальной обрези. Небольшие доски из коротких прямослойных поленьев можно получать раскалыванием; из длинных — только выпиливанием.
Ёль имеет древесину белого цвета с еле заметными годовыми слоями. У нее черные, хаотично разбросанные сучки, в отличие от сосны, у которой сучки расположены мутовками (группами в одном уровне). Для лицевых поверхностей столярных изделий пригодна ель резонансового типа (без сучков) радиального распила с более резко выраженными слоями. Лиственница имеет древесину красивого кремово-коричневого цвета, тяжелую и смолистую, обрабатывается с трудом и засмаливает подошву инструмента. При быстрой сушке часты внутренние трещины. Для отделки применяют нитроцеллюлозные лаки; спиртовые не годятся. Очень красивую текстуру имеет можжевельник - хвойный кустарник со стволами до 10 см толщиной. Его крепкая тонкослойная древесина хорошо обрабатывается и полируется. Засохшие старые можжевелины могут служить отличным поделочным материалом. Из-за малого диаметра стволов щитки приходится склеивать из мелких брусочков. Изумительны по красоте торцевые срезы можжевельника, пригодные для инкрустации. Приятный запах дерева сохраняется очень долго и столярные изделия из него можно сравнить с подобными изделиями из камфарного лавра, столь любимыми в Европе в прошлом веке.
Кипарис, туя похожи по свойствам на можжевельник, но древесина их серее и широкослойнее. Кипарис не трескается и не коробится, поэтому раньше его применяли для иконных досок. Сушат в коре на воздухе под навесом 3—5 лет.
Кипарис, туя и можжевельник хорошо поддаются мелкой резьбе. Остальные хвойные для мелкой резьбы менее пригодны, так как прямослойная древесина имеет склонность к скалыванию. Из-за четкого крупного рисунка годовых слоев мелкие фасонные штапики (раскладки) из хвойных пород невыразительны.
Наибольшее значение в столярном деле имеют лиственные породы, из которых первенство на нашей территории нужно отдать дубу. Дуб имеет при тангентальном разрезе хорошо видимые поры, а при радиальном - сердцевинные лучи; очень прочен, легко морится до черного цвета. Настоящий мореный дуб, пролежавший в воде, имеет окраску от коричнево-зеленой до черной; он менее прочен, чем срубленный, хрупок, обрабатывается с трудом и тупит резцы. В комлевой части крупных деревьев встречается свилеватость. В сочетании с радиальным распилом
текстура такой дубовой доски очень красива. В обработке долотом дуб хрупок, требует твердого и острого инструмента и осторожности. Хорошо выдерживает крупную резьбу. Мелкие профили из дуба невыразительны. Торец дубовой доски темнее пласти, это необходимо учитывать при выборе типа соединения, выходящего на лицо. Естественная сушка дуба в коре 8—10 лет. Перед сушкой торцы следует смазать петролатумом, клеем ПВА или заклеить бумагой.
Ясень напоминает древесиной дуб, он несколько светлее, сердцевинных лучей не имеет. При морении и окраске приобретает неприятную седану, поэтому применяют его обычно в натуральном цвете. Распаренный ясень хорошо гнется. Древесина его прочна, вязка, обрабатывается вручную с трудом. При сушке ясень мало трескается.
Бук в чистом виде не выразителен. В радиальном разрезе бука проявляются блестящие пластинки, с торца видные как темные черточки. Такой распил придает древесине бука наиболее декоративные качества. Но зато по прочности бук почти не имеет себе равных. Шурупы, завинченные в бук, как правило, ломаются, но не выдирают древесины. Колотые отфугованные и затем склеенные буковые бруски применяют для основы колодок столярного инструмента. Пригоден бук для изготовления профильных раскладок, хорошо поддается имитации при темном морении. Сушится быстро, не трескается. Так как бук легко впитывает атмосферную влагу, то изделия из него необходимо покрывать лаком. У бука могут быть наросты — капы.
Вяз имеет темное ядро и хорошо видные годовые слои. В радиальном разрезе они образуют интересную рябоватость. По характеру обработки, твердости и прочим свойствам вяз близок к дубу. Текстура древесины особенно красива в комлевой части.
Карагач - южное дерево с коричневой древесиной. На стволах карагача часто образуются капы. Пиленые дощечки из них исключительно красивы.
Платан, чинара (восточный платан), растущие на юге страны, имеют коричнево-бурое ядро. Косое направление волнистых линий в годовых кольцах придает текстуре чинары, особенно в радиальном разрезе, зернообразный вид.
Каштан съедобный имеет серо-бурое ядро, древесина похожа на дубовую, но в радиальном разрезе не имеет блестящих сердцевинных лучей. Мягкость и равноплотность древесины каштана позволяют ее резать и обрабатывать во всех направлениях.
Каштан конский обычно косослоист, древесина равномерно окрашена, сероватого цвета (напоминает сосну), удобна для резных изделий и протрав. Прочность высокая.
Бархат амурский (амурское пробковое дерево) имеет древесину, похожую на древесину ясеня, но несколько более темную.
Клен русский, явор, черноклен имеет плотную серо-розового цвета древесину с нежным рисунком. Особенно красив радиальный распил. Клен легко полируется и принимает протравы; им можно имитировать большинство редких деревьев с обработкой олифа Украина и с древесиной ровной структуры. В центральной части страны получение древесины клена — дело случая, в западных и южных частях клен попадается в дровах, при раскорчевке дорожных насаждений при реконструкции дорог. Древесина клена имеет равноплотное строение и потому хорошо режется. Из клена изготовляют изделия с мелкой профилировкой, резьбой, инкрустацией. Некоторые сорта клена (сахарный, например) имеют древесину с характерным завитком волокон ("птичий глаз"), которую обычно используют в качестве фанеры для облицовки. Из-за плотности древесины клен употребляют на подошвы строгального инструмента чистовой работы - фуганков, двойных рубанков, шлифтиков. Сушат клен в коре целиком или распиленным на доски по 5—6 см толщиной не менее года.
Клен американский, или ясенелистый, по текстуре древесины напоминает ясень, но с более мелкими порами и более плотной древесиной, обрабатывается и принимает полировку с трудом. Также пригоден для изготовления столярного инструмента.
Орех грецкий и маньчжурский имеют древесину красно-бурого цвета, иногда с темными прожилками, строгаются с трудом, хорошо поддаются полированию и окрашиванию. Ореховые капы имеют особенно красивый рисунок; капы режут на дощечки, собираемые на хвойной основе в щитки.
Граб имеет твердую древесину бело-желтого цвета, очень тяжелую, пригодную для имитации черного дерева. В основном идет на подошвы столярного инструмента. Обрабатывается хорошо, полируется плохо. Груша имеет древесину красивого розового цвета с нежными линиями годовых слоев. Древесина плотная, тяжелая, хорошо полируется и окрашивается. Пригодна для мелкопрофильных резных изделий, чертежных инструментов. Мало коробится и растрескивается при сушке. Благодаря развитому центральному стволу груша дает длинные прямые заготовки.
Акация белая имеет широкое черно-серое или зелено-бурое ядро, очень прочную со спутанными волокнами древесину, с трудом поддающуюся обработке в сухом состоянии. Влажная - склонна к хрупкости. Но работа вознаграждается красивым внешним видом изделия. Древесина хорошо полируется. Размеры дощечек невелики. Акация идет на ручки инструментов, вкладыши, инкрустацию.
Шелковица (тутовое дерево) имеет красно-бурую древесину (заболонь узкая); от действия света древесина темнеет. Обрабатывается с трудом, быстро тупит инструмент, хорошо полируется.
Древесина фруктовых деревьев - черешни, вишни, сливы, яблони, абрикоса — прекрасный поделочный материал для самых разнообразных изделий. Как правило, это очень твердая мелкослойная древесина различных оттенков — от бело-розового до черно-синего и фиолетового в сердцевинных частях. За исключением черешни куски древесины этих пород не бывают длинными из-за ветвистой структуры деревьев. Слива гигроскопична и требует от растрескивания лаковой защиты поверхности им выварки в известковой воде. Древесина фруктовых деревьев хорошо полируется и принимает разную протраву и морение. Приобретение ее носит случайный характер.
Береза - наиболее распространенная лиственная твердая порода, пригодная для разнообразного окрашивания. Имеет белый цвет, легко поддается обработке, но хрупка при обработке долотом. В нижних частях деревьев часто встречаются свилеватость и волнистость. Иногда внутренние части стволов имеют черный или красно-бурый цвет с высокими декоративными качествами. На некоторых березах имеются - капы. Чтобы срезать такой кап, не обязательно валить дерево. Если взять поперечное, остро отточенное узкое (10-12 мм) лучковое полотно с большим (более двух толщин) раз

Похожие статьи: